Версия для слабовидящих

Дотянуться до заветной звезды...

09 октября 2023

Дотянуться до заветной звезды...

Общий стаж педагогов и наставников из династии Ковалевы — Михайловы — Мороз составляет уже более 640 лет

Это династическое древо состоит из мощного основания, которое прирастает любовью к выбранному делу и стремлением сеять разумное, доброе, вечное, следуя призыву поэта Николая Некрасова, обращенному ко всем «сеятелям знанья на ниву народную», а также из ветвей, веточек, есть у него и молодые побеги. Более 640 лет династические традиции взращивали и укрепляли своим неустанным педагогическим трудом более 20 человек из разных поколений. Они работали учителями, воспитателями, мастерами производственного обучения, директорами школ и заведующими детских садов. За многолетний добросовестный труд подавляющее большинство из них удостаивалось высоких званий — «Отличник народного просвещения», «Старший учитель», «Почетный работник общего и среднего образования Российской Федерации».

 

Звонок на урок

Школа, конечно, меняется. Теперь она по-другому оснащена и оборудована, отремонтирована по-современному, но есть вещи, которые вне времени.

Кабинет №6 Каргасокской школы-интерната №1 в будни, как и много лет назад, с самого раннего утра оживает. Его день начинается с приветствий, громких, а иногда секретных бесед, школьного звонка… На стенах — рисунки и аппликации с осенними листочками и деревьями. На доске ровным каллиграфическим почерком выведено: «Классная работа». Так было и, скорее всего, так будет всегда.

Сейчас по пятницам первым уроком у 4 «В» — окружающий мир. Учителю начальных классов Наталье Мороз всегда есть что рассказать и показать своим ученикам. В отдельной коробочке спрятаны несметные учительские сокровища. Там хранятся огромный жук, змеиная кожа, птичье гнездо с настоящими яйцами утки и скворца...

Наталья Павловна Мороз, в девичестве — Михайлова, работает учителем уже 37 лет. Свою любовь к школе она унаследовала от родителей, прекрасных сельских учителей — Павла Федоровича и Людмилы Александровны.

«Школа для меня с самого раннего возраста была не вторым, а родным домом, в котором кипит жизнь. Здесь всегда интересно, потому что школьная жизнь состоит не только из уроков», - говорит Наталья Мороз. Каждое воспоминание из ее детства, как яркая вспышка. Новогодние праздники, литературные вечера, маскарады… Учительские дети были обречены на участие во всех этих и других мероприятиях, даже тогда, когда еще не доросли до школьной парты и своего первого класса.

 

Суровая и нежная, бескрайняя…

Людмила Александровна Михайлова, в девичестве — Ковалева, не первый учитель в своей семье. Ее мама Ольга Кирилловна работала учителем начальных классов, а потом — заведующей детским садом. «По маминой линии у нас много педагогов», - уточняет Наталья Мороз.

Училась Людмила Александровна в Сталинградском педагогическом институте имени Серафимовича. Успешно окончив его, получила распределение в Сибирь вместе со многими другими своими однокашниками. Но до суровой сибирской земли доехали всего лишь несколько человек. Остальные придумали какие-то важные причины и непреодолимые препятствия.

 

Мог бы стать председателем

Будущий сельский учитель Павел Федорович Михайлов родился в семье сосланного из Омской области «кулака» Федора Петровича и вольной жительницы Соломеи Ивановны.

Проживали они в несуществующем уже теперь селе Пенорово Каргасокского района.

Павел Михайлов был очень смышленым. В школе учился хорошо. Когда достиг 16-летнего возраста, его даже хотели назначить председателем колхоза. Но это назначение так и не состоялось, помешало спецпереселенческое прошлое его отца.

Первый свой педагогический опыт Павел Федорович получил в Калганакской начальной школе, когда ему исполнилось 20 лет. Потом он работал учителем физкультуры и воспитателем в интернате в селе Новый Тевриз. Профессиональное образование получил, находясь на службе в рядах Советской армии. Факультет русского языка и литературы Новосибирского педагогического института окончил всего за три года, экстерном.

После службы в армии Павел Федорович Михайлов вернулся в Тевризскую школу уже в качестве учителя русского языка, литературы и директора…

 

Вместе на всю жизнь

Воспоминания о первой своей встрече педагогическая чета пронесла через всю жизнь. Людмила Ковалева и Павел Михайлов столкнулись в дверях районного отдела народного образования.

«Мама уже знала о том, что поедет работать учителем математики и черчения в Тевриз, но она еще не знала, что тот молодой человек, который ей встретился в РОНО, — это директор Тевризской школы и ее будущий муж, - пересказала историю знакомства своих родителей Наталья Мороз. - У нас в семейном архиве сохранилась поздравительная телеграмма, в которой моих родителей, молодых педагогов из Тевризской школы, с днем бракосочетания поздравляет бюро райкома комсомола».

Через три года учительствования в Тевризе Михайловых перевели в соседнее, более крупное село — Средний Васюган, где они трудились 12 лет. Людмила Александровна преподавала, а Павел Федорович был еще и директором.

В Средневасюганской школе есть музейная комната. Своей историей образовательная организация, отметившая в этом году столетие, очень дорожит. Именно поэтому здесь жива память об учителях Михайловых, внесших огромный вклад в развитие и становление школьных традиций, оставивших след в сердцах своих учеников.

В школе до сих пор помнят, как нарушителей дисциплины отправляли к директору. А он вместо нравоучений приглашал хулиганов к шахматной доске, личным примером демонстрируя превосходство разума над хаосом и важность учения. А еще сохранились воспоминания о тех районных соревнованиях по баскетболу, которые проходили в стенах Средневасюганской школы. За первое место боролись хозяева спортивной площадки и команда из Каргасокской школы №1. Директор Павел Федорович так сильно болел за своих, что даже сел мимо табуретки, после того, как вскочил с нее во время одного из решающих бросков. Ту игру средневасюганцы выиграли с преимуществом в одно очко...

«Думаю, что родители продолжали бы работать в Средневасюганской школе и дальше, но папу настойчиво приглашали занять должность заведующего отделом народного образования. Он несколько раз отказывался. Но потом ему сделали предложение, от которого отказаться уже было невозможно: «Либо переезд в Каргасок и работа в отделе народного образования, либо партбилет — на стол. Так и состоялся наш переезд в райцентр», - вспоминает Наталья Мороз.

В должности заведующего РОНО Павел Федорович Михайлов работал на протяжении десяти лет. Потом преподавал литературу в Каргасокской школе №1. Там же после переезда работала его жена — Людмила Александровна. Они оба очень рано ушли из жизни. И оба — неожиданно. Людмила Александровна с вечера «учила уроки», а утром ее не стало. Ей было чуть-чуть за пятьдесят. Буквально вслед за ней, через несколько лет, ушел и Павел Федорович. «Сгорели на работе. Я всегда так говорю, когда вспоминаю эту трагическую страницу в истории нашей семьи», - констатирует одна из трех учительских дочерей Наталья Мороз, добавляя, что очень дорожит воспоминаниями о родителях и «донашивает» их дружбу.

«…Наши судьбы были чем-то похожи: он долгое время был директором школы и я тоже, у него жена учитель, и у меня тоже, у него трое дочерей и у меня тоже три дочери, - говорит, вспоминая Павла Федоровича Михайлова, ветеран педагогического труда Геннадий Стальных. - Такие совпадения давали нам повод общаться не только по вопросам о работе, но и просто о жизни. Павел Федорович был хорошим организатором, чутким и внимательным руководителем, был очень прост в общении. Разговаривал с подчиненными без высокомерия, уважительно выслушивал любого, кто бы ни обратился к нему за помощью или советом».

«С Людмилой Александровной мы знакомы очень давно, начинали работать примерно в одно время, сначала встречались на ежегодных учительских конференциях, а потом, когда семья Михайловых переехала в Каргасок, вообще, стали соседями, - отмечает ветеран педагогического труда Клавдия Черноусова. - Нас связывала общность интересов, ведь мы обе работали в школе и часто при встречах говорили о работе, о детях. Прекрасным она была человеком, умная, терпеливая, бывшие ученики вспоминают ее с благодарностью».

 

Было у отца... три дочери

Рассказ о том, как выбирала будущую профессию, Наталья Мороз начинает «из-за печки», цитируя первые слова русской народной сказки: «Были у отца...», ну а дальше: не три сына, а три дочки… Старшие сестры, Светлана и Ольга, учились на физико-техническом факультете в университете. А она хотела стать водителем.

«Нас было несколько, и мы были первыми девочками, которым разрешили изучать автодело, - отмечает Наталья Мороз. - В школе был списанный самосвал, на нем мы и практиковались. Фигурное вождение осваивали в местечке, которое в Среднем Васюгане называют «Шаманий мыс». Учениками и ученицами мы были прилежными. Пока учились водить машину, не пострадал ни один вековой кедр».

Выбор профессии был, казалось бы, на поверхности. Любишь водить машину — будь водителем. Но сделать так что-то мешало: может условности, а может все-таки учительские гены. «Я размышляла так: родители — учителя, сестры учатся в университете, а я вдруг стану водителем. И, в принципе, ничего плохого в этом не было. Но все-таки как-то нелогично получалось. И папа предложил: «В Томском институте открылся новый факультет — начальные классы. Попробуй!» И я решила попробовать», - так Натальей Мороз, тогда еще Михайловой, был сделан выбор ее будущей профессии. В том, что он верный, она убедилась во время своей двухмесячной самостоятельной практики, которая проходила в Мыльджинской школе. Когда молоденькая Наталья Павловна улетала оттуда, дети из ее класса долго кружили по взлетному полю, не давая вертолету подняться в небо. «Наверное, я смогла затронуть их души, потому что, если радуюсь, то искренне, если гневаюсь, то всерьез. Дети ведь не любят фальши. И я это знаю со своих детских лет», - поделилась Наталья Мороз.

 

Учительница первая

«Детей нужно уметь слышать. Важно понимать, что они маленькие, поэтому не могут нам, взрослым, по-настоящему возразить. А право выбора у них обязательно должно быть. Нельзя всех — под одну гребенку. В противном случае мы лишимся личностей, все будут одинаковыми, - подчеркивает, отвечая на вопрос о самом главном в учительской профессии, Наталья Мороз. - Важно научить детей учиться и доделывать каждое дело до конца. Я своим детям объясняю это так: «Представьте себе, что вы повзрослели и работаете в автомастерской. Сделали, вроде бы, все, но не закрутили всего лишь одну гайку, не захотели, устали. В результате — погибли люди»… А еще очень важно быть честным и справедливым. Такими были мои родители».

В 4 «В» классе — 27 учеников. Наталья Мороз ценит каждого из них. Время они проводят вместе не только на уроках, но и вне стен школы. Ходят в библиотеку на различные тематические мероприятия, являются завсегдатаями музейных выставок. Только учебный процесс — этого крайне мало. Что такое жизнь, детям надо не только рассказать, но и по возможности показать. Наталья Мороз, учитель в шестом поколении, уверена в этом на сто процентов.

Она любит делать ученикам подарки. Одному из своих выпусков нашила звезды из переливающейся ткани, сказав на прощание, что этот подарок глубоко символичен. «Потому что мы такие же яркие, как эти звезды?», - спросили повзрослевшие дети у своей первой учительницы. «Не совсем так... Потому что каждый из вас во взрослой жизни должен постараться дотянуться до своей заветной звезды», - ответила им она.

 

Оксана Жукова, газета «Северная правда».

 

 


Просмотров: 563